из “Ожидания и цель”
Цели и задачи — совершенно нормальное и уместное явление в мире времени, но мы слишком
много сил вкладываем в связанные с ними ожидания и привязанности.
Стремления кем-то стать, к кому-то примкнуть, измениться,
усовершенствоваться, очиститься и т. д., и т. п. Особые места, особые люди,
учителя, мастера — они появляются отовсюду и предлагают все новые формулы
жизни. Мы движемся от одного к другому и, похоже, не хотим видеть, что
свобода не может пребывать в том или
ином «месте» просто потому, что свобода по самой своей природе не
бывает ограниченной или ограничивающей.
Мы бодро шагаем вперед, предвкушая очередную «духовную» вершину, и, очевидно, не замечаем,
что искомое сокровище таится не
там, куда мы направляемся, а в
самой природе каждого совершаемого нами
на этом пути шага. Торопясь достичь наилучшей ситуации во времени, мы равнодушно топчем прекрасных
бабочек бытия, которые встречаются нам каждое мгновение.
Похоже, человеческая
привязанность к цели порождена потребностью что-то доказать себе. Но жизнь
— это просто жизнь, а отнюдь не шанс доказать
что-то. Эта весна не стремится быть лучше прежней, и ясень не
пытается стать дубом.
Развеяв чары
необычайного и зрелищного, мы обретаем возможность разглядеть простое чудо
обыкновенного.
Ибо жизнь — самоцель, и для нее не требуется
никаких причин. В этом ее красота.
Присутствие
Если попытаться
описать просветление через его атрибуты
(хотя такое описание обречено быть неточным), то я бы назвал ничем не
обусловленную любовь, сострадание, покой и беспричинную радость.
Пока я сохраняю веру в существование времени и своей отдельной личности, я
могу познать лишь отражения этих атрибутов, а не их сущность.
Пока мне не
известно, кто я есть, я обделен.
Но к счастью, у просветления есть еще один
атрибут, который может стать
мостом между безвременьем и привычным иллюзорным ощущением, будто мы отделены
от целого. Этот атрибут — присутствие.
Присутствие — наша неотъемлемая способность, но мы постоянно мешаем ей
собственными ожиданиями, побуждениями и интерпретациями. Мы почти не
бываем дома. Для того чтобы вновь обрести
забытую свободу, нужно избавиться от всех этих проекций и тем самым
создать возможность присутствия. Ведь
по-настоящему обрести свободу
можно, только проникнув в сущность того, что
есть. И только в состоянии присутствия
жизнь проявляется спонтанно, независимо от наших проекций. Только так можно в полной мере испытать
радость неведомого.
Только здесь, в состоянии присутствия и
непрерывном осознании того, что есть, человек может обрести свободу
от образа себя.
Жить страстно — это значит отпустить все ради
чуда безвременного присутствия.
Если человеку хватает на это
смелости, он заново открывает, что является единственным источником
всего на свете.
Не следует путать присутствие с
«пребыванием здесь и сейчас».
Последнее относится к отделенному «я» и не имеет прямого отношения к
освобождению.
Присутствие — атрибут открытого приветливого сознания,
которое поглощено тем, что просто есть. При этом осознающий и
осознаваемое могут сохраняться. Звук
текущей воды, вкус чая, ощущение страха,
мягкая подушка кресла... А затем ты отпускаешь осознающего и остается только присутствие. И все это происходит без суждений, без
анализа, без желания прийти к каким-то выводам или чего-то достичь. Нет ни движения, ни ожиданий. Есть
просто то, что есть.
Вначале вполне
достаточно позволить сознанию погрузиться
в то, что есть. Может быть, вскоре ты отпустишь того, кто воспринимает, но это не должно быть
целью.
Невозможно «добиться» присутствия, ибо ты сам
и есть присутствие. Нельзя
«обучаться» присутствию, поскольку
нельзя научиться быть тем, кем ты уже являешься.
Присутствие не требует усилий, человеку оно
ближе, чем дыхание. Присутствие можно только допустить и признать. Если человек пытается
что-то делать для того, чтобы оно состоялось, он, скорее всего,
уходит куда-то в сторону или даже мешает проявлению присутствия.
Без присутствия не было бы существования. Я —
присутствие, ты — присутствие.
Если бы мы не присутствовали,
не было бы существования.
Присутствие порождено тем же источником,
откуда происходит все ведомое и
неведомое. И этот источник — мы
сами. Человек — единственный источник своего уникального мироздания.
Либо мы
присутствуем, либо остаемся отделены. Либо мы открыты мирозданию, либо
стараемся манипулировать ситуацией. Либо мы радуемся и удивляемся
непрерывному потоку того, что есть, либо пребываем в тюрьме собственных
ограничений и ожиданий. Третьего не дано.
Присутствие — это свет во тьме, это мощная
энергия. Один миг присутствия
дает миру больше света, чем
тысячи лет «благих деяний». Когда есть присутствие, все действия незатейливы и чисты. Это — непосредственность,
рожденная покоем.
Однако, погружаясь в присутствие, мы
встречаемся со смертью. Умирают все ожидания, суждения и попытки
становления. Умирают ощущение разобщенности и чувство собственного «я»,
которые могут жить только в иллюзорном мире прошлого и будущего, в мире
воспоминаний и ожиданий. Освободившись
для того, что просто есть, человек попадает в пространство незнания.
Вот почему обретение присутствия сродни
смерти. Умирает сон об индивидуальности.
Мы освобождаемся от своей
вечной потребности чувствовать себя отдельной сущностью, и продолжаем существование в качестве
частички целого. И с этим освобождением к нам приходит понимание: смерть —
это возрождение в просветлении.
Присутствие дарит
человеку возможность единства, возможность заново открыть, кто он есть на самом деле. Это мост между миром разобщенности
и просветлением; стоит перейти через него, и он исчезает.
Стоит обрести
присутствие, и исчезает «я». Мы смотрим на парадокс жизни откуда-то со
стороны и видим, как из нескончаемого
потока становления рождается свобода. Это — приглашение открыть для
себя тайну, которой нет.
Вместе с присутствием приходит осознание —
тот самый свет, пронизывающий тьму. Этот свет рассеивает все иллюзии,
которые мешали нам видеть единство. Осознание не разделяет и не подавляет,
оно не питает энергией ничего нереального. Оно просто видит то, что есть, и
несет свет, в котором тает все иллюзорное.
Не бывает таких ситуаций, в которых мы не
могли бы испытывать единство с
миром через присутствие. Разве
это не прекрасно? Повторю: присутствие возможно всегда. Иными
словами, свобода дана нам изначально и доступна в любой момент.
Каждый день дарует
нам пространство для присутствия:
боль, страх, шум машин, шелест ветра в листве, прикосновение кресла
к спине и ручки к пальцам, душевные неурядицы, привычки, самоосуждение, чувство вины, ходьба, вкус сыра,
спешка, лень, стремление контролировать ситуацию, наш гуру-разум,
твердящий, что присутствие непродуктивно
и нужно заняться чем-то «духовным» или полезным. Присутствие
проливает свой свет везде, на каждую грань бытия.
Пытаясь выделить
какой-то один аспект, я нарушаю общий поток и лишаю себя многих возможностей,
которые способна предоставить жизнь и моя собственная внутренняя мудрость.
Ибо присутствие — не задание, оно не
связано с волевыми усилиями. Это не духовное упражнение и не инструмент, вроде молитвы или медитации.
Стремясь использовать его для достижения какой-нибудь цели, я в
очередной раз пытаюсь втиснуть в узкие рамки нечто, не имеющее границ.
Присутствие всеобъемлюще и является ценностью само
по себе. Оно ни к чему не ведет, и если я попытаюсь использовать его для того, чтобы прийти куда-то, то
тем самым просто разрушу его.
Зато когда есть присутствие, все сущее
успокаивается в его объятиях. Нет больше ни вопросов, ни стремлений. Ум уходит со своего трона, тело
расслабляется, дыхание
становится ровным, и восприятие объемлет весь мир. Я покоюсь в том,
что никогда не приходит и не уходит.
Когда есть присутствие, ты ощущаешь теснейшую
близость со всем вокруг, и
чувства становятся небывало острыми. Зрение и осязание девственно
чисты, я ощущаю вкус и запах, словно впервые; звуки новы, свежи и
незнакомы.
Присутствие несет с собой тонкое ощущение опасности и безмятежности. Это —
первый и последний шаг. Оно уводит за пределы времени и прежних
представлений о себе самом, даруя возможность познать прямо и
непосредственно: кто я.
Когда есть присутствие, все иллюзорное
отпадает, и остается только
реальность — живая и трепещущая. Жизнь полна... Не моя, не чья-то,
но просто жизнь.
Присутствие не
опускает рай на землю и не возносит нас до небес. В
нём всё едино и благополучно.
Чем я не являюсь
Я — не история моей
жизни, не ум, не тело, не чувства, не переживание боли и удовольствия, не борьба, не успех или неудача. Я — не
одиночество, не тишина, не разочарование и не сострадание. Я — не то, что сам считаю собственной целью,
не поиск, не находки и не то,
что называют духовным опытом.
Не зная, кто я есть,
я склонен освящать духовный опыт,
присваивать его себе и придавать ему особый смысл. Я верю, что он что-то значит, и когда я пойму, что именно,
мне откроются важные формулы и ответы
на все вопросы. Но этот опыт — всего лишь сознание, которое то
скрывается, то открывается, чтобы быть
узнанным. Узнав, кто я есть, я понимаю, что являюсь отнюдь не существованием, но присутствием, которое
делает возможным существование. В
этом присутствии существование либо расцветает, либо отражает мое
чувство отдаленности.
Чем я являюсь
Я — божественное проявление, именно в том
виде, в каком я есть здесь и
сейчас. Ты — божественное проявление, именно в том виде, в каком ты
есть здесь и сейчас. Это — божественное проявление, именно в том виде, в каком оно есть здесь и сейчас. Ничего,
абсолютно ничего не нужно добавлять или отнимать. Ничто не более
священно, чем другое. Нет никаких условий, которые должны быть удовлетворены.
Беспредельное не находится где-то вдали, дожидаясь, пока мы удостоимся его.
Мне не нужно переживать «темную ночь души»
или проявлять смирение,
очищаться или проходить любой другой процесс перемен. Зачем
иллюзорному отделенному «я» обращаться к
каким-то практикам, чтобы проявить свою иллюзорность?
Мне не нужно быть
серьезным, честным, нечестным, нравственным, безнравственным, неверующим
или тупым. Нет определенных норм. Та жизненная история, которая, как
кажется, была у человека, и является самым действенным и уникальным средством для его пробуждения. Дела
уже обстоят именно так, как должны. Не потому, что в нынешнем положении вещей существует потенциал
чего-то лучшего, а потому, что
все сущее является божественным проявлением.
Мир постоянно
приглашает нас понять, что нет никого,
кто нуждался бы в освобождении. Нет необходимости ждать каких-то
особых моментов преображения, стремиться
к не-деянию, к вечному блаженству,
к преодолению своего эго или к успокоению ума.
Нет также нужды и ждать нисхождения
благодати. Ибо и я, и ты, и все это суть неиссякаемая благодать.
Видимое и невидимое
В этой книге
утверждается, что просветление являет собой внезапный, простой и
энергетически насыщенный опыт, в каждый момент доступный любому человеку, готовому освободиться и
впустить в себя такое переживание. В этом и состоит тайна, которой
нет, — тайна, разгадка которой лежит на поверхности
во всех сферах нашей жизни. Никакие усилия, никакой путь очищения, никакое обучение не поможет нам приблизиться к просветлению.
Ибо наша мнимая тайна состоит не
в том, какие усилия нужно предпринять, чтобы изменить свою жизнь. Она состоит в том, что нам нужно заново
открыть, кто мы есть.
Никакая концепция или набор концепций не могут
описать просветление. Стремиться
передать словами дивное
ощущение от открытия того, кто ты есть, так же тщетно, как
надеяться, что, прочтя рецепт сливового
пудинга, ваш друг узнает его вкус.
Мне кажется, что слова могут выразить только
понимание. Поэтому я пытаюсь
рассказать вам о понимании того, что, на мой взгляд, является самым
важным и значительным прозрением из тех, что доступны человеку.
В том, что я рассказываю, нет ничего нового.
Каждый из нас когда-нибудь
чувствовал нечто подобное. Об
этом многократно писали и говорили в разных словах и на разных
языках многие последователи самых различных убеждений и традиций.
Некоторые из тех, с кем я делился своим
пониманием, поместили
услышанное в отдельную коробочку, снабдив
ее тем или иным ярлыком. Многие и сами когда-то переживали то же,
что и я, но сразу возвращались к
привычным попыткам узнать или сделать
что-то. Иные отвечали мне, что «жизнь не так проста». Должен
сказать, что именно простота — то удивительнейшее качество, которое
особенно поразило меня в этом откровении наряду с его всеобъемлющей
природой.
Некоторые люди полагают, что «просветление
требует времени», что необходимо
пройти через некие процессы или впитать определенные верования,
прежде чем «воспринять этот подход». Были и те, кто, пытаясь практиковать осознание присутствия, жаловались,
что при этом «ничего не изменилось к
лучшему»! А кое-кто просто яростно отверг саму мысль о том, что
освобождение возможно без упорного труда, жертвенности и дисциплины. Но
встречались и те, кто, выслушав меня, совершили свой неповторимый прыжок.
Независимо от того, кто и как рассказывает об
этом опыте, просветление не должно быть связано с такими понятиями, как «достижение», «цель»,
«вера», «путь» или «процесс».
Осознанию нельзя научить, хотя люди постоянно делятся им друг с
другом. Поскольку просветление дано нам от рождения, никто и ничто не может
предъявить на него свои права. Не о чем спорить, нечего доказывать или приукрашивать: данный опыт существует
отдельно от всего остального, и
можно либо отвергнуть, либо принять его и жить им.
|